Кризис среднего возраста
психология развития

«Начать жить »

Когда все возможности для внутренних диалогов исчерпаны, ничего не остается, как задать вопрос: «Все было сделано мною, как положено, я отталкивался от самых надежных сведений о себе и мире. Так почему же в моей жизни что-то определенно не так?»

Это болезненные вопросы, и все мы рано или поздно на собственном опыте убедимся в расхождении между тем, к чему стремились, чему служили, чего достигли, и тем, что действительно чувствуем в самые сокровенные мгновения. Хронологически эта коллизия внешних ожиданий и внутренней реальности чаще всего выходит на поверхность как раз к середине жизни.
Да, переход от прежней жизни и приобретенных ценностей может выглядеть пугающим и дезориентирующим. Мы умираем от желания услышать: «Конечно же, ваш брак можно начать с чистого листа; да, ваша депрессия может улетучиться, словно по мановению волшебной палочки, и ни к чему выяснять, откуда она взялась; да, старые ценности и самонадеянные положения работают, как и прежде».

Эта «регрессивная реставрация личности» вызвана вполне объяснимым желанием, но она не более результативна, чем попытка заклеить бумагой трещину в стене. И нам остается снова отправляться на поиски очередного болеутоляющего или же менее требовательного взгляда на свои трудности. Это вполне естественно – цепляться за мир знакомый и бояться незнакомого, и можно сказать, что большинство из нас пятится в будущее, каждое новое мгновение сверяясь с информацией и программой прошлого.
Однако сделав шаг вперед, человек берет на себя ответственность за то, какой получится его жизнь. Это признание, что нам отведен лишь краткий миг в непрерывном круговращении вечности, и признание той титанической борьбы за суверенность души, что не прекращается внутри каждого из нас.

Познать эту реальность, жить с ней, откликнуться на ее призыв – это уже расширение ориентиров, по которым мы держим путь в жизни. Да, пусть наши обстоятельства порой бывают незавидными, но все равно нужно решиться сделать шаг на середину сцены – где мы, участники божественной драмы, можем взяться за поистине важные вопросы.

Д.Холлис

http://psylib.org.ua/books/holis01/index.htm

Глубинное понимание душевной жизни
синий фон мандалы

<< Театр души >>

Настоящим открытием в понимании человеческой личности стали для меня слова Сергея Леонидовича Рубинштейна https://ru.wikipedia.org/wiki/Рубинштейн,_Сергей_Леонидович о том, что «личность — это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Это определение говорило об уникальности каждой психики и давало понимание, почему мы все такие разные — каждый со своим внутренним миром, жизненным восприятием, отношением к самому себе и окружающим нас людям. По мере того, как я знакомилась с психологией, где существует много школ — и отечественных и зарубежных, я стала нуждаться в теории, которая раскрыла бы для меня законы, по которым живет наша психика. Такой теорией стал для меня психоанализ, с его глубинным пониманием динамики нашей душевной жизни.

Психоанализ помогает тем, кто забыл (или никогда не знал) о том, что внутри у нас существует и живет, подчас совершенно беззвучно, наш собственный внутренний театр, который иногда только и может, что стучаться в стены сознания через чувства или события, переживаемые нами как травмирующие. Но, как говорил Жан Поль Сартр: «Хотите, чтобы ваши персонажи жили — освободите их!» https://ru.wikipedia.org/wiki/Сартр,_Жан-Поль Это приносит облегчение и свободу жить так, как мы хотим.

8 Сокровенных Мужских Травм
ребенок на лодке

«Запомните, Вы пришли в этот мир, уже осознав необходимость бороться с собой – и только с собой. А значит, благодарите любого, кто предоставит Вам эту возможность»
Г.И. Гурджиев

«Встречи с замечательными людьми»

Имея в своей психотерапевтической практике клиентов мужчин, я все чаще стала задумываться о том, как все-таки сложно быть современным мужчиной в нашем обществе. Ведь мужчине с пеленок предъявляются нечеловеческие требования о том, что он должен быть сильным, не должен плакать, обязан заботиться о своей семье, обеспечивая материальный достаток. При этом проявлять свои эмоции считается непростительной слабостью. «Настоящий» мужчина должен соответствовать определенным ожиданиям, конкурировать с другими мужчинами, исполнять различные социальные роли. Не допускается, что он имеет право заниматься внутренним поиском и прислушиваться к зову
Читать далее

собственной души. Отсутствие достойного реального образца маскулинности, ритуалов инициации, а так же воздействие негативного материнского комплекса приводят к тому, что мужчине практически невозможно почувствовать себя зрелым человеком, способным доверять себе и любить себя, строить и поддерживать честные и доверительные отношения с окружающими. В современном мире мужчины растут под гнетом Образа Мужчины – недосягаемого идеала, Бога Сатурна, который, по древней легенде, пожирал своих детей, несших угрозу его власти. На эту тему известным юнгианским психоаналитиком Джеймсом Холлисом  была написана замечательная книга «Под тенью Сатурна», почерпнутыми мыслями из которой я хочу поделиться в этой статье. Целью статьи является обзор распространенных в книге эмоциональных мужских травм, их происхождение и способы исцеления в рамках психодинамической терапии.

Итак:

«Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ограничениями, заложенными в ролевых ожиданиях».

Общество распределяет социальные роли между мужчинами и женщинами, не учитывая истинные индивидуальные потребности каждой отдельной души, обезличивая  и лишая естественной уникальности каждую отдельную личность. Каким бы ни был первоначальный запрос клиента в кабинете психотерапевта, истинной скрытой причиной обращения к психологу является негласный протест против избитых установок для мужчин «Не проявляй эмоций» «Умирай раньше женщин» «Никому не верь», «Будь в потоке» и т.д.

Современный среднестатистический мужчина не может даже допустить мысль о том, чтобы обнажить душу, показав свою ранимость и страхи в присутствии других мужчин,

 в лучшем случае, и это уже большая победа, он идет к психотерапевту, чтобы разобраться в своей неудовлетворенности жизнью.

«Жизнь мужчины в существенной мере управляется страхом».

Современным мужчинам с детства «вживляют чип» не признания неосознавания страха, установку, что мужская задача – подчинить природу и самих себя. Неосознанное ощущение страха  гиперкомпенсируется во взаимоотношениях. Страх материнского комплекса компенсируется либо желанием во всем потакать, доставлять женщине удовольствие, либо чрезмерно властвовать над ней. В отношениях с другими мужчинами приходится конкурировать; мир воспринимается как темный, бурный океан, от которого не знаешь что ожидать. С реализацией таких установок мужчина никогда не испытывает удовлетворения, потому что, пуская пыль в глаза окружающим, он все равно внутри ощущает страх маленького мальчика, попавшего в ненадежный и враждебный мир, в котором нужно скрывать свои истинные эмоции и постоянно играть роль непобедимого, дерзкого «мачо».

Это ощущение себя беззащитным напуганным мальчиком, тщательно скрываемое от других и от себя, теневая сторона личности или «тень» проецируется на окружающих или отыгрывается в социально неприемлемом поведении. Проявляется проекция в виде критики других, осуждения, высмеивания.

Компенсируя свой страх, мужчина хвастается дорогой машиной, высоким домом, статусной должностью, пытаясь внешней маскировкой скрыть свое внутреннее ощущение беспомощности и несостоятельности.

Так сказать, «свистеть в темноте» – значит вести себя так, как буд – то ты не ощущаешь страха. В психотерапии мы обозначаем, признаем «Тень» и интегрируем ее, укрепляя, таким образом, истинное «Я» клиента. Самой сложной частью психотерапевтической программы является признание клиентом своих страхов и истинных проблем. Ведь для мужчины признать свои страхи – это расписаться в своей мужской несостоятельности, это значит признать свое несоответствие образу мужчины, стать проигравшим, неспособным защитить свою семью. И этот страх страшнее смерти.

«Феминность в мужской психике обладает огромной властью».

Самыми первыми и самыми сильными для каждого человека являются переживания, связанные с матерью. Мама – это источник, из которого мы все берем начало. То как во время беременности, до рождения, мы погружены в тело матери, мы так же погружены в ее бессознательное и являемся его частью. Рождаясь, мы впервые отделяемся, сепарируемся физически от нее, но остаемся еще какое-то время (кто- то дольше, а кто-то так и не смог отделится за всю жизнь) психически одним целым с ней. Но даже после отделения мы неосознанно пытаемся воссоединиться с мамой через Других – супругов, друзей, начальников, требуя от них безусловной материнской любви, внимания и заботы, посредством сублимации или проекции ее черт на других.

Мать – это первая защита от внешнего мира, это центр нашей вселенной, из которого, через наши взаимоотношения с ней, мы получаем информацию о  своей жизненной силе, о своем праве на жизнь, что является фундаментом нашей личности.

 В дальнейшем роль матери исполняют воспитатели, учителя, врачи, преподаватели. Большую часть информации о себе мужчины получают от женщин. И тот материнский комплекс, о котором шла речь ранее в этой статье, проявляется в потребности в тепле, комфорте, заботе, привязанностях к одному дому, работе. Ощущение мира развивается из первичного ощущения феминности, т.е. через нашу женскую часть. Если в самом начале жизни потребности ребенка в еде, эмоциональном тепле  удовлетворены, он и в дальнейшем чувствует свое место в жизни и свою сопричастность ей.  Как однажды заметил З.Фрейд, ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.  Если же матери «не хватало», то в дальнейшем будет ощущаться оторванность от жизни, своя ненужность, ненасытность в удовлетворении потребности в радостях жизни, неосознавание своих истинных потребностей.

 В психотерапии по методу символдрама важным этапом является удовлетворение этих архаических, оральных  потребностей. Наряду с вербальными техниками психотерапевт использует определенные образы для визуализации.

Но, избыточная, поглощающая личность материнская любовь может и искалечить жизнь ребенка. Многие женщины, пытаются реализовать свой жизненный потенциал через жизнь своих сыновей. Конечно, усилия таких матерей могут поднять мужчину на такие высоты успеха, на какие он сам вряд ли смог подняться. Многие личностные истории известных мужчин подтверждают это. Но мы говорим здесь о внутреннем психическом состоянии мужчин, душевной гармонии и ощущении полноты жизни. И эта душевная гармония редко связана только лишь с социальным успехом. В моей психологической практике есть много историй довольно богатых и социально успешных мужчин, которые, несмотря на внешнюю успешность, испытывают невыносимую скуку и апатию к жизни.

Для того, чтобы освободиться от материнского комплекса мужчине нужно покинуть комфортную зону, осознать свою зависимость, точнее зависимость своего внутреннего ребенка,  от материнского суррогата (объекта на который он проецирует образ матери).

Найти свои ценности, определить свой жизненный путь, осознать свой детский гнев по отношению к жене, подруге, которая никогда не сможет соответствовать его инфантильным требованиям.

Как бы стыдно ни было, большинству мужчин необходимо признать и отделить свои отношения с матерью от реальных отношений с женщиной. Если этого не произойдет, то они и дальше будут отыгрывать свои старые, регрессивные сценарии в отношениях.

Прогресс, взросление требует, чтобы молодой человек пожертвовал своим комфортом, своим детством. Иначе, регрессия в детство будет сродни стремлению к самоуничтожению и бессознательному инцесту. Но именно страх перед болью, которую вызывает жизнь, определяет неосознанный выбор регрессии или психологической смерти.

«Ни один мужчина не сможет стать самим собой, пока не пройдет конфронтацию со своим материнским комплексом и не привнесет этот опыт во все последующие отношения. Только заглянув в пропасть, разверзшуюся под ногами, он сможет стать независимым и свободным от гнева»

                                                                      – пишет Джеймс Холлис 

                                      в своей книге «Под тенью Сатурна»

https://ufreida.com.ua/pod_tenu_saturna/

В психотерапевтическом процессе, для меня является ярким маркером, когда мужчина все еще ненавидит мать или женщин. Я понимаю, что он по-прежнему ищет защиты или пытается избежать давления со стороны матери. Конечно, во многом процесс отделения зависит от уровня осознанности, характера собственных материнских психологических травм, которые определяют стратегии поведения и психическое наследие ребенка.

«Мужчины хранят молчание с целью подавить свои истинные эмоции».

У каждого мужчины есть в жизни история, когда он, будучи мальчиком, подростком, поделившись своими переживаниями со сверстниками, позже очень жалел об этом. Скорее всего, его осмеяли, начали дразнить, после чего он чувствовал стыд и одиночество. «Маменькин сынок», «сосунок», ну и масса других обидных слов для мальчика… Эти травмы никуда не деваются и остаются во взрослой жизни, независимо от существующих достижений. Тогда, в детстве, он принял одно из основных  «мужских» правил – скрывай свои переживания и неудачи, молчи о них, не признавайся, бравируй, как бы плохо тебе ни было. Об этом никто не должен знать, иначе ты – не мужчина, иначе ты – тряпка.

И огромная часть его жизни, а возможно и вся, пройдет в доблестных сражениях против прошлых детских унижений в искаженной субъективной реальности. Как рыцарь, закованный в латы с опущенным забралом. Грустно.

Мужчина пытается подавить  свою внутреннюю феминность, играя роль мачо, требуя от жены удовлетворения инфантильных потребностей в материнской заботе и внимании, одновременно подавляя женщину, устанавливая над ней контроль.

Человек подавляет то, чего боится. Не принимая свою женскую часть внутри себя, мужчина старается игнорировать свои эмоции в себе и подавить, унизить реальную женщину, которая находится рядом с ним.

 Эта «патология» делает невозможным установление близких отношений в семье. В любых отношениях мужчина попадает в зависимость, там, где мало знает о себе. Он проецирует свою неизведанную часть  психики на другого человека. Часто мужчина испытывает приступы ярости по отношению к женщине. Проявление ярости связано с избыточным влиянием матери, при «нехватке» отца. Гнев скапливается при нарушении личностного пространства ребенка, нарушении его границ в виде прямого физического насилия, либо чрезмерного влияния взрослого на жизнь ребенка. Возникшая психологическая травма может привести к социопатии. Такой мальчик, будучи взрослым, не сможет заботиться о близких. Его жизнь полная страха, заставит страдать любого, кто будет рядом и  захочет построить с ним семью или доверительные отношения. Он не может выстрадать свою боль сам и заставляет страдать Другого.  Это будет происходить до тех пор, пока мужчина не примет свою эмоциональную, женскую часть, избавится от материнского комплекса.

«Травма является необходимой, так как мужчины должны покинуть мать и психологически выйти за рамки материнского».

Переход от  материнской зависимости к  мужской сопричастности, отцовской природе сопровождается не только характерными физиологическими изменениями в теле мальчика, но и сильными психологическими встрясками, переживаниями, травмами. Психологические травмы  способствуют интеграции инфантильного бессознательного материала личности.

Бессознательным инфантильным материалом  мы называем безопасность и зависимость  – жертву, которая необходима для перехода мальчика в мир мужчин. У разных народов были (у некоторых и есть) свои ритуалы членовредительства – обрезание, прокалывание ушей, выбивание зубов. В любых таких ритуалах присутствует повреждение материального (материя-мать). Старейшины племени, таким образом, лишают мальчика опоры, защиты, того, что может обезопасить, т.е. аспектов материнского мира. И это являлось проявлением величайшей любви к юноше.

Как трудно современным мужчинам без всякой помощи преодолеть этот великий переход!

«Ритуалы не сохранились, не осталось мудрых старейшин, отсутствует хотя бы какая-то модель перехода мужчины к состоянию зрелости. Поэтому большинство из мужчин остается при своих индивидуальных зависимостях, хвастливо демонстрируя свою сомнительную мачо-компенсацию, а гораздо чаще страдая в одиночестве от стыда и нерешительности»

                                                                                                Д.Холлис «Под тенью Сатурна»

« Мужчины с травмой в душе ужасно относятся и к себе, и к окружающим их людям. Они могут изменить себя и свое сообщество, только осознав свою травму ».
.
Удивительно проникновенное, захватывающее и откровенное повествование о мужчинах, о нас вообще, о человеках. Это, по-моему, большая удача, что есть такие книги в русском переводе! Автор сумел вскрыть самые потаённые травмы мужского индивидуализма, сумел притронуться к главному вопросу: Что же это такое — быть мужчиной?

« Мужчина всю жизнь карабкается по лестнице вверх только для того, чтобы вдруг осознать, что он поставил лестницу не к той стене »
.
На самом деле я не особо люблю книги с навязчивыми советами как тебе жить или как решить ту или иную проблему, как смотивировать к такому или иному поводению…, но здесь… Эта книга коснулась меня до глубин моей сути, моей « анима » (женская суть души, которая есть у мужчины), раскрыла те червоточины и язвы, которые там скрываются, вызвала гнев и ярость, но потом привела к тихой гавани осознанности. Великолепный язык автора (несмотря на перевод), который сумел затронуть такие тонкие сферы психики и отразить её грани не без помощи лирики (цитирование прекрасных стихов Рильке с интерпретацией), не без помощи примеров из личной врачебной практики, не без помощи повествования из мировой литературы (интерпретация двух повестей Франца Кафки, повести « Смерть Ивана Ильича » Льва Толстого, постоянные отсылки к древнегреческой мифологии, цитирование других работ по психологии в данной области и т. д.). Для любого книголюба это будет  тоже увлекательное чтение, поверьте! Но самое главное — чёткая постановка вопроса, раскрытие проблемы и пути решения, которые помогут мужчине найти себя в этом мире.
.
« Чем лучше мы поймём собственное отношение в своей внутренней фемининности, тем больше у нас появится возможностей распутать клубок сложных отношений с реальной женщиной. Осознавая переживания, вызванные неизбежными травмами нашей чувственной сферы, мы можем страдать из-за чудовищной патологии окружающего нас мира, не превращаясь в чудовищ сами »
.
« Оставаясь во власти бессознательного, мужчины страдают от внутренних сомнений, ощущают свою беспомощность, создают патриархальные нормы и правила, подавляют и притесняют других мужчин, проявляют грубость и насилие в отношении женщин и губят природу. Патриархальность, которая сохраняла власть на Западе около трех тысячелетий стала компенсацией внутренней слабости мужчины. Когда у мужчин не хватает фаллической идентичности, они конкурируют между собой, потрясая копьями, запуская ракеты и строя небоскребы. Пройдитесь, расправив грудь, с большой тростью в руках; тогда, может быть, никто не заметит, каким убогим вы себя чувствуете » (цитата из книги Холлиса — на основании книги: Юджин Моник, « Фаллос: Священный мужской образ »).
* * *
« … психика стремится излечить себя сама. Такой подход к исцелению ближе к гомеопатическому чем к аллопатическому лечению: подобное лечит подобное. Исцеление происходит вследстиве резонанса, со-звучия и со-знания подобных друг другу сущностей. У мужчин наступает исцеление, если соответствующие образы моделируются их отцами или старейшинами племени или если они сами могут активизировать эти образы. Индивидуальное исцеление, исцеление души происходит через воскрешение в памяти символических образов или действий, которые резонируют с расщеплением души или являются его выражением »

«Ему нужен отцовский пример, помогающий понять, как существовать в этом мире, как работать, как избегать неприятностей, как строить правильные отношения с внутренней и внешней феминностью»

                                                                               Д.Холлис «Под тенью Сатурна»

Для активизации собственной маскулинности ему необходима внешняя зрелая отцовская модель. Каждый сын должен видеть пример отца, который не скрывает своей эмоциональности, он ошибается, падает, признает свои ошибки, подымается, исправляет ошибки  и идет дальше. Он не унижает своего сына словами: «не плачь, мужчины не плачут», «не будь маменькиным сынком» и т.д. Он признает свой страх, но учит с ним справляться, преодолевать свои слабости.

Отец должен научить сына, как жить во внешнем мире, оставаясь в ладу с самим собой.

Если отец отсутствует духовно или физически, происходит «перекос» в детско-родительском треугольнике и связь сына с матерью становится особенно сильной.

Какая бы хорошая не была бы мать, ей совершенно невозможно посвятить сына в то, о чем она не имеет ни малейшего представления.

 Только отец, мудрый наставник может вытащить сына из материнского комплекса, иначе психологически, сын так и останется мальчиком, либо попадет в зависимость от компенсации, став «мачо», скрывающим преобладающую внутреннюю феминность.

В процессе психотерапии человек осознает свои страхи, уязвимость, тоску, агрессию, проходя, таким образом, через травму.

 Если этого не происходит, человек продолжает искать своего «идеального» родителя среди псевдопророков, поп-звезд и т.д. поклоняясь и подражая им.

«Если мужчины хотят исцелиться, им следует мобилизовать все свои внутренние ресурсы, восполнив то, что в свое время не получили извне».

Исцеление мужчины начинается в тот день, когда он становится честным с самим собой, отбрасывая стыд, он признает свои чувства. Тогда становится возможным восстановление фундамента его личности, освобождение от липкого серого страха, преследующего его душу. С этим практически невозможно справиться в одиночку, для исцеления нужно время. В терапии на это может уйти полгода, год, а может и больше. Но выздоровление возможно и вполне реально.

Линия Эго- Самость
сульфид

«Структура личности»

«Есть люди, которые лишь в бессознательном обладают
пониманием смысла своей жизни и своего подлинного значения,
а сознание их заполнено всем тем, что представляет
для них ошибки и соблазн, уводящий их с правильного пути»

Карл Густав Юнг.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав
«Очерки по психологии бессознательного (сборник)».

Глубинная психология – направление психологической науки, предметом изучения которой является психика в ее бессознательных проявлениях – существует уже более 100 лет, но и по сей день остается множество загадок в познании человеческой Души.

Пионеры глубинной психологии, такие как Юнг, Фрейд и Адлер,https://krasnov.tv/frejd-adler-i-yung/ совершили бесценные открытия, проникнув в тайные глубины психики, скрытые от сознания. Их последователи, включая нашу Ассоциацию, продолжают исследование бессознательного, соприкасаясь со все новыми точками и маршрутами на непостижимой карте Души.

В этой статье мы подробно рассмотрим модель архитектоники бессознательного – графической визуализации важнейшей методологической разработки нашей школы глубинных трансформаций.

Читать далееКак мы знаем, человеческая психика состоит из нескольких уровней, каждый из которых обладает своим уникальным содержанием и свойствами. Нам хорошо знаком самый верхний пласт психологической структуры – Сознание. На этом уровне мы хорошо осознаем себя, можем контролировать и прогнозировать наши действия, анализировать и принимать решения. Эго – это сознательный ум, сравнимы с зеркалом, в котором психика видит свое отражение и становится сознательной. Оно строится из сознательных воспоминаний, желаний, действий мыслей и чувств. К.Г.Юнг дает следующее определение Эго: «Оно представляет собой центр поля сознания как такового; и в той степени, в которой его охватывает эмпирическая индивидуальность, Эго является предметом всех личностных действий сознания». Сознание – это «поле», а то, что Юнг называет «эмпирической индивидуальностью», является нашей личностью, какой мы ее знаем в непосредственном переживании. Эго как «предмет всех личностных действий сознания» находится в центре этого поля [1]. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания. Однако, это далеко не вся психическая модель нашей личности. Значимым открытием аналитической психологии стали такие уровни, которые находятся далеко за пределами нашего контроля. И с этой – весьма важной – частью нас самих мы далеко не всегда знакомы, а иногда и вовсе ее принято считать несуществующей. Проще всего представить себе бессознательное на примере памяти. У каждого из нас есть огромный массив воспоминаний, который хранится и не востребованы в ходе обычной жизни. Это могут быть переживания, которые покинули уровень нашего сознания, и, в какой-то момент в связи с событиями во внутреннем или во внешнем мире, это воспоминания оживают, транслируя нам ощущение возврата прошлого. И это ощущение не только прошлого, а некоего прежнего себя – “каким я был когда-то, но совершенно забыл об этом”. Некая часть личности, которая была вытеснена – забыта. Вот такой пример на уровне ощущений наглядно иллюстрирует понятие бессознательного. Содержание бессознательного (те феномены, которыми наполнен этот огромный скрытый пласт структуры личности) в основном, несет в себе негативный психологический опыт. Бессознательное, в первую очередь, состоит из травм – болезненных переживаний, с которыми человек не смог справиться и решил, что он может от них отказаться, как от несуществующей части своей жизни. Но на самом деле, подобного рода вытеснение (отказ от травматического опыта) – это иллюзия. Вытеснить ничего нельзя – болезненные переживания не исчезают, а накапливаются в Душе, рано или поздно напоминая о себе. Глубина бессознательного до сих пор не измерена – ее нижний предел до сих пор остается неизвестным. Каждый из нас рождается с огромным объемом бессознательного, нижний предел которого связан с появлением самого человека, его сознания и психики. Древнейшая память предков – достояние каждого из нас, оказывающая сильнейшее влияние. Личное бессознательное – уровень, примыкающий к сознанию, содержит в себе непрожитые травмы, непризнанны успехи, неоцененные способности, а также – две субличности (Альтер-Эго): Комплекс Неполноценности (внутренний скептик) и Комплекс Превосходства (внутренний авантюрист), призывы которых мы особенно ясно слышим как некие внутренние голоса в момент принятия решений – когда необходимо сделать выбор, связанный с риском. Структура личности. Модель архитектоники бессознательного Пространство личного бессознательного хранит в себе и такое содержание – как Личная Тень. Это все те чувства, желания, качества, потребности, которые мы не принимаем и вытесняем в себе под воздействием социума. Когда голос аутентичных потребностей заглушается под шумом навязанных желаний, стереотипов и моделей поведения. Нужно сказать, что содержание личного бессознательного доступно сознанию –  этими уровнями происходит двустороннее взаимодействие. Древний (архаичный) уровень коллективного бессознательного не содержит составляющих личного жизненного опыта, а наполнен психологическим наследием предков, включающим не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Этот пласт не соприкасается с личным в жизни человека, но является врожденным основанием всей структуры личности. Он является основой психологической структуры вцелом. Коллективное бессознательное наполнено пресуществующими формами, которые Юнг называл Архетипами (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Понятие Архетипа означает особенный принцип, который транслирует психическую реальность, наполненную некими универсальными, регулярными и типичными проявлениями, сформировавшимися на протяжении веков, которые отображены в религии, мифологии, сказках, легендах. Несмотря на перемены внешних деталей, базовая структура остается неизменной, формируя архаичную психическую “основу координат”. Например, существует множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив всегда остается неизменным. Архетип несет в себе повторяющийся во множестве поколений образы переживаний и модели поведения. Например, ежедневные перемещения Солнца по небосклону зафиксировали в конце концов в коллективном бессознательном архетип Солнечного Божества, которое люди боготворили и которому поклонялись. Поэтому одна из наиболее древних идей о Верховном божестве основана на солнечном (солярном) архетипе. Архетип, как правило, становится ядром комплекса, притягивающим сходные переживания. Тогда архетип может легко проникать в сознание через ассоциированные переживания. Мифы, сказки, ритуалы, произведения искусства, а также сновидения, трансперсональные видения, невротические и психотические симптомы содержат значительное количество архетипического материала и являются лучшим источником наших знаний относительно архетипов [4]. В коллективном бессознательном содержится множество Архетипов: рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, мудрого старца, матери-земли, животного, Бога и другие. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, некоторые из них развиваются настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. В частности, это Архетипы Персоны, Анимы, Анимуса, Тени, Самости, Верховного Бога и подчиненных ему Богов. Срединную область между личным и коллективным бессознательным – уровень родового (семейного) бессознательного – открыл венгерский психолог и психиатр Леопольд Сонди. Он основал школу и направление в науке, которое получило название “Судьбоанализ”. Родовое бессознательное также не связано с личными переживаниями. В то же время, это не настолько древняя и универсальная память предков, которая характеризует коллективное бессознательное. Родовое бессознательное несет в себе именно фамильную память – личностные качества, переживания, жизненные особенности, сценарии, которые проживали наши предки по отцовской и по материнской линии. Родовые жизненные сценарии очень активно влияют на судьбу каждого из нас – подталкивая к проживанию примерно таких же событий, транслируя предписание совершать в жизни примерно те выборы, что и наши предки. В родовой памяти есть и светлые, и темные стороны. Часто в родовых жизненных программах закладываются деструктивные программы послания страдания и саморазрушения. Важно определить и принять конструктивный ресурс родовых посланий как силу, которая будет помогать в реализации своей аутентичности – глубокого личного уникального жизненного сценария, а негативные программы – нейтрализовать. Структура личности. Модель архитектоники бессознательного Фундаментальная развивающе-терапевтическая программа нашей Ассоциации “Судьбоанализ. Изменение родовых жизненных сценариев” призвана помочь в осознавании своей аутентичности и реализации уникальной судьбы, с которой мы рождаемся на свет, отделяя послания предков и создавая внутреннюю цельность. Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией. Изучение и взаимодействие с содержанием психического – актуальная задача для каждого человека. Энергия, которой наполнено наше бессознательное, с одной стороны – ресурсна, а с другой и разрушительна. Поэтому, особенно важно научиться распознавать и контактировать с различными полюсами Архетипов. Мы можем найти множество ориентиров во внутреннем пространстве, направляя их для достижения невероятных успехов, обретая вкус жизни и следую своего истинному – глубоко личному жизненному сценарию.       Литература:
  1. Мюррей Стайн. «Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию». iBooks.
  1. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем. — М.: Канон, 1994. — 320 с. — (История психологической мысли в памятниках).
  1. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. — К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.-384 с.
  1. Статья Сергея Николаенко “Традиционный славянский заговор как архетипическое путешествие”